Правда и ложь в трагедии "Курска" - Обсуждение новостей, статей, публикаций, книг - Курилка - Форум
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас ГостьТЫ можешь стать АВИАТОРОМ | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Сторінка 1 з 11
Форум » Обсуждение новостей, статей, публикаций, книг » Курилка » Правда и ложь в трагедии "Курска" (15 годовщине посвящается)
Правда и ложь в трагедии "Курска"
PilotДата: Понеділок, 10.08.2015, 11:18 | Сообщение # 1
Главный авиатор
Группа: Комполка
Сообщений: 11212
Награды
За создание сайта За 100 постов За 300 Постов За 500 Постов За 1000 Постов За 1500 Постов За 2000 Постов За 3000 Постов За 4000 Постов За 5000 Постов За 6000 Постов За 7000 Постов За 8000 Постов За 9000 Постов За 10000 Постов
Статус:
15 годовщине катастрофы АПЛ "Курск" посвящается.(12.08.2000г.)

Правда и ложь в трагедии "Курска"


Опубликовано: 12 августа 2013



на фото: АПЛ «Курск» – это СИМВОЛ корабля-государства России


2 августа 2000 года - в Баренцевом море погибла подводная атомная лодка «Курск». Новейшая и абсолютно, по отзывам специалистов, надежная. Погибли 118 человек. Трагедия субмарины стала темой многих книг, театральных постановок, фильмов и… легенд. По официально версии, случился форс-мажор, главную роль сыграла непреодолимая сила и, следовательно, никто не виноват. Это была первая крупная авария после того, как страну возглавил Владимир Путин. Вот как тележурналист Сергей Доренко описывал реакцию главы государства после трагедии:

- Он позвонил на Первый канал и сказал, что Первый канал нанял шлюх, которые выступили, чтобы дискредитировать его. И в том числе я ему потом доказывал, что это были не шлюхи, что это были вдовы офицеров. Это действительно вдовы офицеров, я впоследствии сам их видел в Видяево, и они продолжали говорить «неудобные» вещи, но он по телефону сразу отзвонил и сказал: «Вы нанимаете шлюх специально. Дали им по 10 долларов, специально чтобы меня дискредитировать».

Мы поинтересовались, что думает по поводу взрыва на «Курске» бывший подводник, капитан первого ранга в отставке, экс-командир подлодки К-147, представитель Общества ветеранов Третьей дивизии атомных подводных лодок Северного флота Александр Лесков.

Он одним из первых стал ходить на советских атомных субмаринах. А в 1967 году в качестве помощника командира первой атомной подлодки К-3 пережил страшный пожар на атомоходе. Катастрофа произошла под водой 8 сентября в Норвежском море. Командир был тяжело ранен, и Александру Яковлевичу тогда пришлось взять командование на себя.В дальнейшем Лескову еще не раз пришлось участвовать в ликвидации аварийных ситуаций на атомоходах.



на фото: Александр Яковлевич Лесков


«СП»: - Александр Яковлевич, почему официальная версия гибели «Курска», озвученная генеральным прокурором РФ, не кажется вам убедительной?

- Дело в том, что тогдашний генпрокурор России, излагая официальную версию гибели «Курска», не ответил на целый ряд вопросов, которые сразу же возникли у специалистов и, в частности, у командиров атомных подводных лодок.

«СП»: - Например?

- Официальная версия утверждает, что «Курск» во время взрыва находился под водой. Этого не могло быть, потому что при длине подлодки в 153 метра, она не может погружаться там, где глубина моря не превышает 115 метров – а именно такова была глубина в месте затопления «Курска», которое, кстати, является полигоном надводных кораблей, а не подводных лодок. Такая глубина для огромной лодки - как лужа для щуки. Чтобы погрузиться, подводная лодка должна иметь под килем - минимум три ее длинны, то есть в данном случае - не менее полукилометра. И это знает любой командир АПЛ. При глубинах в 100 метров никто не разрешил бы погружения.

Во-вторых, официальная версия гласит, что лодка врезалась в дно, и произошел второй взрыв. Это тоже не похоже на правду - от удара подлодки об дно никогда в истории подводного флота торпеды не взрывались.

Еще одно доказательство того, что субмарина во время взрыва находилась в надводном положении - ее фотографии, полученные, когда она уже лежала на дне. Лодка была с поднятыми выдвижными устройствами.

«СП»: - Что это означает?

- Все выдвижные устройства лодки поднимаются только при надводном положении.

«СП»: - Хорошо, пусть при взрыве «Курск» был в надводном положении. Что это меняет в данном случае?

- Во-первых, одна маленькая ложь порождает большое недоверие. Во-вторых, взрыв под водой фигурирует, как основная версия. Но взрыва под водой не было. Если бы он произошел под водой, была бы совершенно иная картина повреждений: корпус бы разворотило изнутри, на самом деле вся обшивка была загнута внутрь. Но повторяю, торпеда сама по себе взорваться не может. Кроме того, торпеды не детонируют, потому что на каждой стоит четыре уровня защиты. Если бы торпеда рванула сама по себе, это, извините, как укус комара в задницу слона - ерунда для такой подводной лодки. От одной торпеды не могли взорваться и все остальные. Даже при пожаре торпеды все вместе взорваться не могут. Я своим и глазами видел на фотографиях, как лодка лежит на боку, а торпеды валяются на дне возле нее. И еще. Если бы, как говорит следствие, разом взорвался весь торпедный отсек, вода бы тут же хлынула в корпус, и пожара бы не возникло. Но найденные трупы подводников - сильно обгоревшие.

Существует еще масса противоречий... Вообще запас плавучести АПЛ очень велик и рассчитан на то, что лодка остается на плаву при двух и даже трех затопленных отсеках. И не бывает таких аварий, при которых разом уничтожается практически вся лодка, включая командный пункт.

«СП»: - А как бывает?

- Так бывает при очень мощном внешнем воздействии. Иными словами, если в лодку попадают ракеты. Думаю, «Курск» погубили именно ракеты, когда он двигался по поверхности моря в район учений. Наши ракеты.

«СП»: - Ракеты?

- Да, ракеты. Думаю, было одно за другим два смертельных попадания. Но, как видим, даже при таком попадании кормовые отсеки остались целы, а люди - живы. И это отдельная история. Сначала сообщили, что слышали стуки изнутри подлодки - это правда, моряки оставались в отсеках. Моцак тогда сообщил: мы установили связь с ними, перестукиваемся. А потом отказался от своих слов. И это самое постыдное. А ведь они действительно перестукивались. Но прошли сутки, и все погибли. Я уверен, если бы этих ребят спасли, они бы рассказали, как их угрохали своими же ракетами.

«СП»: - Их могли бы спасти?

- Официально утверждалось, что подводный колокол на корпусе затонувшей подлодки установить не могут. Господи! Да наши водолазы за пять минут этот колокол устанавливают, это проще пареной репы. Потом стали говорить, что в стране глубоководных аппаратов не было... Ничего подобного, все есть, и были там наши подводники и все сфотографировали с глубоководных аппаратов. Один из них вдруг стал после этого Героем России.

«СП»: - Как долго подводники ждали помощи?

- Я думаю, двое суток жили. Больше вряд ли протянули. И водолазы могли попытаться их спасти, если бы получили приказ. Но, увы, не получили. Иначе остались бы свидетели того, что произошло на самом деле, и тайное стало бы явным. Остаются и еще вопросы. Например, зачем нужно было почти год на том месте, где затонул «Курск», держать надводный корабль, который глубинными бомбами не подпускал никого к лодке? Зачем нужно было тратить огромные суммы, чтобы отрезать первый отсек? Вообще первый отсек - самый главный свидетель. Он мог все рассказать, о том, что произошло, но его не только отсекли на глубине, его еще там взорвали, уничтожив в пыль все, что могло пролить свет на причины аварии. А ведь операция по отрезанию стоила столько же, сколько сама подводная лодка. Миллиарды были потрачены. Я знаю, что были подняты две записки, одну из которых написал капитан Колесников. Но их содержания мы так и не узнали.

«СП»: - Говорили еще о столкновении с американской субмариной?

- Правду скрывали очень неуклюже. И подкидывали несуразные версии. Одна из них - столкновение с американской подводной лодкой. Да мы много раз сталкивались под водой - и при всплытии, и носами - ну и что? Вмятины получали, ничего особенного. Одна лодка во время плавания дважды столкнулась с американцами, потом хохотали все над ней. Никогда столкновение под водой не принесет таких фатальных разрушений, какие были у «Курска». Считаю, нужно было сразу признаться в том, что мы своими собственными руками утопили «Курск». Но главная функция штаба ВМФ – скрывать правду. Они прикрываются жупелом секретности во всех авариях, которые были на флоте – ни об одной из них не сказано правды.

«СП»: - Вы считаете, что ракета, которая попала в «Курск», могла быть пущена в рамках учений?

- Думаю, да. Это береговая ракета, вероятно, класса «земля-земля». Ее могли пустить откуда угодно: из Подмосковья, из Плесецка...

Сегодня мы публикуем главу из книги Лескова «ПРАВДА И ЛОЖЬ О ТРАГЕДИИ КУРСКА», которая проливает свет на события десятилетней давности.

12 августа 2000 г. Время «Ч» − 11 час. 28 мин. Штатный полигон Баренцева моря.

Атомная подводная лодка «Курск» (класс «Антей», пр. 949) дрейфует в позиционном положении под слабыми порывами северного летнего ветра. На борту 22 сверхзвуковые ракеты «Гранит», 16 боевых плюс две «практических» (учебных) торпеды, сто семнадцать офицеров, сверхсрочников, матросов и один прикомандированный гражданский. Атомоход является действующим лицом спектакля под названием «командно-штабные учения Северного Флота».

Готовность № 2. Подняты выдвижные устройства. Работают системы вентиляции на проветривание отсеков свежим воздухом. Отдраена переборка между первым и вторым отсеком.

Первый удар крылатой убийцы приходится в носовой отсек (ракета самопроизвольно навелась на выступающую над водой массивную рубку). Мощный взрыв моментально выводит из строя весь командный состав, но гигантская субмарина, спроектированная под тридцатипроцентный запас плавучести, продолжает удерживаться на поверхности несмотря на поступление забортной воды.

Смертельный удар нанесет вторая гостья, чья головка самонаведения тоже сработала на незапланированную цель…

Ребята с «Курска» погибли страшной, но счастливой смертью. Об их подвиге узнала не только вся страна, но и весь мир (а сколько до этого было погибших подводников, чьи имена разрешалось упоминать только шепотом); их тела были преданы земле с почестями и захоронены по желанию родных (а не в опечатанных цинковых гробах, сваленных в общую могилу в далеких северных сопках, без прощального взгляда жен, матерей и отцов); их семьи получили немыслимую в былые годы денежную компенсацию вместе с квартирами для семей в любом городе России (вместо жалкого единовременного пособия выдавшегося в былые годы семьям для существования в первые три месяца после гибели кормильца). Спасибо тебе за это, Родина! Спасибо, президент!

Но зачем столько лжи?

Ладно бы лгал только пресс-атташе Главкома ВМФ, капитан второго ранга, которого папа − достойный адмирал − пристроил в свое время на халявную должность и который подводные лодки видел только из-за спины командующего с берегового пирса. Ладно бы лгал председатель Государственной комиссии, который нес на весь мир ахинею о «подаче на затонувшую подводную лодку топлива(!) и горячего кофе (!). Как можно подать уран на ядерные реакторы?? − американцы, полагаю, были в шоке от новых технологий русских!

Но когда начали лгать и обманывать честной народ действующие военно-морские адмиралы и гражданские военспецы высокого уровня…

А через год генеральный прокурор всея Руси, картинно выставившись на фоне разрезанного трупа атомной субмарины, как опытный судебно-медицинский прозектор, снисходительно поведал о весьма сомнительных причинах гибели подводников. Тут я уже перестал удивляться. И, может быть, даже поверил бы генеральному прокурору. Если бы не был подводником. Если бы сам не умирал внутри прочного корпуса…

Ложь №1

Путин: (здесь и в дальнейшем все высказывания президента взяты из стенограммы встречи с родственниками погибших в клубе п. Видяево, опубликованной в «Коммерсант-власть» № 34 от 29 августа 2000 г.) «Сейчас скажу… Утратили они контакт с лодкой в 23 часа двенадцатого. Начали искать. Нашли в 4.30 тринадцатого…».

Общефлотские командно-штабные учения проводятся в соответствии с планом, подписанным командующим КСФ и утвержденным Главкомом ВМФ. Составляют его умные ребята-штабисты, которые трудятся над ним не менее двух-трех месяцев. В плане под временем «Ч» строго регламентируются порядок и все действия каждого участника общефлотского спектакля. За малейшее отступление или невыполнение любого пункта следует строгое наказание, вплоть до отстранения от занимаемой должности. Это только в глупых советских кинофильмах какие-нибудь «северные» или «южные» в период боевых учений проявляют спонтанную импровизацию и, с помощью мордобоя и лихих забегов бравых десантников, одерживают победу над воображаемым супостатом.

Если по плану учений АПЛ «Курск» в двенадцать часов дня должна была выходить в учебную торпедную атаку, то уже в двенадцать ноль пять при отсутствии связи с АПЛ командующий учениями обязан был объявить тревогу. Что, наверняка и было сделано. Искать затонувшую субмарину семнадцать часов тоже не надо было − время «Ч» определяло ее местонахождение. Да вдобавок еще и два взрыва, зафиксированных не только акустиками семи надводных кораблей, но и норвежскими станциями слежения, отстоявшими на сто пятьдесят миль от места трагедии.

Что делало командование в эти страшные семнадцать часов, когда еще можно было спасти часть людей из кормовых отсеков? Безусловно, не сидели, сложа руки (отсюда и эти бездарные сообщения насчет стуков, подачи топлива и кофе). Безусловно, пытались спасать. Но спасать было некому. К этому времени лучшие аварийно-спасательные силы Северного Флота были или заняты на киносъемках, или проданы фирме «Носта Металлхандельс Гмбх» по цене… 1 доллар. Такая участь постигла корабли «Спрут», «Фотий Крылов», «Михаил Марченко», «Валентин Шишкин», «Виктор Муратов» и «Николай Чичер». Главным советником в вышеуказанной фирме работал бывший прокурор Северного Флота гражданин Катусев, организовавший в восьмидесятых годах вторую волну травли (первая пришлась на период «охоты на ведьм» − семидесятый − семьдесят второй годы) лучших военно-морских офицеров, под предлогом «идеологической чистки кадров». 23 августа 2000 года Катусев застрелился. Вряд ли от угрызений совести перед вдовами «Курска». Скорее всего, «откатил» себе в карман за продажу кораблей не по чину. Как и генеральный директор его фирмы гражданин Гринин, которого со второй попытки замочили 8 июня 2000 года.

Ложь №2

В тот роковой день атомоход находился в штатном полигоне для отработки задач боевой подготовки надводными кораблями. Глубина под килем чуть более ста метров. Ни один уважающий себя командир-подводник не станет погружаться в данном месте даже на глубину 40-60 метров; при длине субмарины в 154 метра − это идиотизм. Любой несанкционированный дифферент на нос или на корму, даже при минимальных скоростях хода, приведут к удару о дно. И тем более исключает плавание в данном районе американской подводной лодки − их-то командиров и штурманов идиотами точно не назовешь. Таким образом, глубокомысленная трескотня по телевидению о версии столкновения с американцами − чушь! На обоих флотах − Северном и Тихоокеанском − в истории атомного подводного флота было более десятка столкновений с субмаринами «вероятного противника» (слежение друг за другом − основная часть стратегии нашего и американских флотов), и все они заканчивались вмятинами, разрушениями ограждения рубки или повреждением прочного корпуса.

И уж совсем неправдоподобной выглядит версия об атаке «Курска» торпедами с американской подводной лодки. Не надо заводить рака за камень, господа, и отвлекать внимание от основного факта трагедии.

Путин: «Телевидение? Значит врет. Значит врет. Значит врет. Там есть на телевидении люди, которые сегодня врут больше всех и которые в течение десяти лет разрушали ту самую армию и флот, на которых сегодня гибнут люди. Вот сегодня они в первых рядах защитников этой армии, тоже с целью дискредитации и окончательного развала армии и флота. За несколько лет они денег наворовали и теперь покупают все… Денег наворовали, купили средства массовой информации и манипулируют общественным мнением. Вот и все. Непростой вопрос, к сожалению, со средствами массовой информации. Согласен с вами, что хотя бы какие-то морали там должны соблюдаться».

Золотые слова, господин президент! То есть, премьер-министр. Если бы они еще подкреплялись конкретными делами, − цены бы им не было…

В первый день в сообщении гибели «Курска» (на третий день после фактической гибели) один из высокопоставленных военно-морских деятелей случайно оговорился, что «…лодка лежит на грунте с поднятыми выдвижными устройствами…» Косвенно это подтвердил мне на пресс-конференции в редакции «Комсомолки» и первый командир «Курска», которому особисты показали фотографию погибшей лодки, чтобы проконсультироваться по вопросу о состоянии пусковых шахт ракет «Гранит». Выдвижные устройства на АПЛ поднимаются только при нахождении субмарины в надводном или позиционном положении. Позднее, при подъеме лодки, они были благополучно отрезаны вместе с главным свидетелем трагедии − первым отсеком.

Ложь №3

Показывающая всю несусветную тупость высшего командования вооруженными силами России. На канале ОРТ 22 августа единственный российский маршал в должности министра обороны гражданин Сергеев публично заявил, что рядом с «Курском» чьи-то гидроакустические станции обнаружили «неопознанный подводный объект». Но изобретенный им термин «НПО» в народе не прижился.

Сомнительная версия № 4 − основная версия гибели «Курска», о которой поведал своему народу лично генеральный прокурор. При попытке отстрела аварийной торпеды произошел самопроизвольный взрыв в торпедном аппарате и, якобы, две(!) ее части взрывом вырвали переднюю и заднюю крышки торпедных аппаратов. В отсеке начался пожар и сразу (оптом!) сдетонировали торпеды, разворотившие четверть подводной лодки. И теперь уже гидроакустики подводных кораблей зафиксировали, якобы, восемь последовательных взрывов…

Поехали по порядку.

Из доклада, представленного командованием Северного Флота в комиссию по расследованию причин гибели «Курска»: «… на левом борту ПЛ в районе 24-го шпангоута между первым и вторым отсеком обнаружена пробоина размером 2х3 метра. Края пробоины загнуты внутрь и оплавлены…». Значит, внешний удар имел место быть, раз края загнуты внутрь. Но допустим, что ребята ошиблись. Вернемся к взрыву торпеды. Для такого гиганта, как «Курск» − это укус клопа в слоновью задницу. Возник пожар в первом отсеке, который был прекрасно провентилирован и газообразные примеси того же сурьмянистого водорода в отсеке накопиться не могли, пожар не мог быть объемным. У личного состава было время на объявление аварийной тревоги, задраивание межотсечных переборок, а командир просто обязан был успеть произвести всплытие с аварийным продуванием балласта и дать оповещение (сигнал № 3 проходит за 0,05 мк/сек) об аварии на подводной лодке. Гораздо более страшный объемный пожар произошел в 1967 году в торпедном отсеке «К-3»: горящие люди вырвались во второй отсек, но командир отсека кап. лейтенант Маляр исполнил свой долг до конца и спиной закрыл задраенную кремальеру, преградив доступ в третий и последующие отсеки.

Далее, как утверждает высокая комиссия, на «Курске» сдетонировала какая-то часть из 22 торпед и разнесла в пух и прах первые два отсека. Более чем сомнительно…

Термин «детонация» в данном случае неприемлем, так как торпеды вообще не могут сдетонировать − на них установлены три степени защиты. При очень высокой температуре (свыше трех тысяч градусов) может взорваться боезапас, но… во-первых, при вырванных первым взрывом крышках торпедного аппарата в отсек хлынула бы забортная вода. Это уже существенный фактор для понижения температуры горения. Во-вторых, торпеды не могли сдетонировать все сразу (поэтому комиссией и были притянуты за уши «восемь» взрывов, якобы услышанных гидроакустиками. Но во всех отчетах до этого фигурировали только два взрыва: в 11.28 и в 11.30). Даже, допуская возможность взрыва боезапаса одной торпеды от сверхвысокой температуры, поступившая через образовавшуюся пробоину забортная вода окончательно локализовала бы очаг возгорания… Поэтому, господин бывший генеральный прокурор, ваша версия абсолютно не годится для людей, чьи лучшие годы жизни прошли внутри прочного корпуса.

24 ноября 2000 года в Гааге прошла демонстрация видеозаписи, показывающей состояние носовой части «Курска», выполненная специалистами с «Мстислава Келдыша»; фильм наглядно подтвердил катастрофическое и полное разрушение прочного корпуса подводной лодки, которое не могло произойти от взрыва одной или двух торпед. (Кстати, в кадрах мелькнули то ли торпеда, то ли торпедный аппарат валявшиеся рядом с останками лодки).

Командующий Северным Флотом адмирал Попов (как настоящий моряк держался до последнего, на стаканах, не юродствовал, ахинею перед телекамерами не нес):

- Я постараюсь все сделать, я буду стремиться к этому всю свою жизнь, чтобы посмотреть в глаза тому человеку, кто эту трагедию организовал»(?!)

И какому же конкретному человеку смелый адмирал собирался посмотреть в глаза? Правда, смелости хватило не надолго; и его, и начальника штаба господина Моцака, своевременно вставшего в строй «комментаторов», быстро успокоили синекурой на высокопоставленных должностях (разумеется, в порядке наказания…)

Таинственная «глубоко личная», посмертная записка капитана-лейтенанта Димы Колесникова. (В своей великолепной книге «От «Трешера» до «Курска» умница, один из самых грамотных подводников-практиков, тоже начинавший службу с первой атомной «К-3» и прошедший затем через субмарины второго и третьего поколений, адмирал Николай Григорьевич Мормуль замечательно отозвался об истинной роли русских капитан-лейтенантов… Будучи на должности начальника технического управления Северного Флота Коля Мормуль сполна получил награду за верную службу от любимой Родины, которая отправила его на полтора года в мурманскую тюрягу по сфабрикованным избитым предлогом хищения мифических средств… Слава Богу, Коля выдержал и это испытание!)

Так вот, капитан-лейтенант − это уже вполне сложившийся боевой офицер. И не мог Дима Колесников не написать в своем посмертном послании − в первую очередь! − о причинах разыгравшейся трагедии. Находясь в кормовом отсеке, он мог не знать подробностей, но, наверняка, описал факт смертельного удара… И была в этой записке одна фраза, волей случая ставшая гласной, несмотря на весь ореол секретности вокруг «личного» письма − «…я бы их всех перестрелял…». На подводной лодке пистолетов нет. Значит, Дима мечтал осуществить свое желание на берегу. Если бы Колесников в своей посмертной записке написал о взрыве торпеды, то это послание не только не стали бы засекречивать, а совсем наоборот - предъявили бы в качестве основного доказательства, подтверждающего государственную версию.

И, наконец, несправедливо незамеченная статья в газете «Московские новости» о журналистском расследовании в части касающейся испытаний новейшей ракеты типа «Гранит» сотрудниками ЦКБ «Алмаз» (г. Химки), проведенных в период с 2 по 12-е августа 2000 года и включенных в план командно-штабных учений Северного Флота. Стрельба новейшей ракетой производилась не с корабельных установок. Чем завершились испытания? − история тактично умалчивает.

Все, кто пытались анализировать причины трагедии с «Курском» заканчивали свои статьи, эссе и книги одной и той же тривиальной фразой: «…правду никто не узнает никогда…».

А кому она нужна − правда? Родственникам погибших? − они получили достойную компенсацию и, в большинстве своем, успокоились… ну, может быть, только флотский отец Димы Колесникова бьется головой о стену… Родным и близким, погибших на «К-3», «К-8», «К-429», «К-219», печально-знаменитом титановом комсомольце «К-278» не досталось и сотой доли внимания по сравнению с «Курском».

Раньше правда была нужна. Ее выцарапывали по крупицам из строго засекреченных документов, шепотом передавали из уст в уста оставшиеся в живых свидетели трагедий, сидели в тюрьмах, как замечательный командир «К-429» Николай Михайлович Суворов, последним с риском для жизни покинувший подводную лодку, чтобы получить десять лет лагерей на берегу. Правда была нужна, чтобы последующие поколения атомных подводных лодок не выходили в море по приказанию трусливого командования, с неподготовленными для службы экипажами; чтобы не сгорали подводники в прочном корпусе из-за конструктивных неисправностей с электрооборудованием; чтобы знали, как бороться с радиационной опасностью и т.д.

Долгое время мне казалось, что правда «Курска» никому не нужна. Потому что атомный подводный флот России практически перестал существовать. Но сегодня у людей возникли сомнения в официальной версии. А коли живы сомнения, - есть надежда, что мы узнаем всю правду. Лично я в это пока верю.

Источник


 
АviatorДата: Понеділок, 10.08.2015, 17:24 | Сообщение # 2
Заместитель
Группа: Нач.штаба полка
Сообщений: 1351
Награды
За 100 постов За 300 Постов За 500 Постов За 1000 Постов
Статус:
Опрос: все больше россиян одобряют действия властей по спасению "Курска"


10.08.2015



Лишь 35% россиян считают, что российские власти не приняли всех мер для спасения моряков на подводной лодке "Курск". Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного "Левада-центром".

В то же время, 40% респондентов уверены, что власти предприняли все необходимые меры. Число людей, придерживающихся этой позиции, значительно выросло за последние годы. В 2000 году так отвечали 23% россиян, в 2010 - 34%.

26% респондентов затруднились с ответом.

28% опрошенных назвали правильным отказ российских властей от зарубежной помощи, 41% назвал это решение неверным.

Атомная подводная лодка "Курск" затонула 12 августа 2000 года в Баренцевом море. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
 
PilotДата: Четвер, 13.08.2015, 10:46 | Сообщение # 3
Главный авиатор
Группа: Комполка
Сообщений: 11212
Награды
За создание сайта За 100 постов За 300 Постов За 500 Постов За 1000 Постов За 1500 Постов За 2000 Постов За 3000 Постов За 4000 Постов За 5000 Постов За 6000 Постов За 7000 Постов За 8000 Постов За 9000 Постов За 10000 Постов
Статус:
"После трагедии с "Курском" на флоте ничего не изменилось"


Росбалт, 12/08/2015 14:00



Фото из личного архива А. Покровского


Прошло ровно 15 лет со дня трагедии с атомной подводной лодкой "Курск". Но для многих людей в истории с гибелью 118 подводников до сих пор не поставлена точка. О причинах аварии и противоречиях в официальной версии следствия "Росбалту" рассказал петербургский писатель-маринист, автор книг "72 метра" и "Расстрелять", капитан 2 ранга запаса Александр Покровский.

— Накануне годовщины трагедии "Левада-Центр" провел опрос и выяснил, что за 15 лет в два раза уменьшилось количество россиян, обвиняющих власть в гибели подводников. Если в 2000 году 72% респондентов считали, что для спасения "Курска" было сделано недостаточно, то сейчас таких только 35%. Как вы думаете, чем это обусловлено?

— Я считаю, что этот опрос в принципе был проведен некорректно. Они же не опрашивали тех же самых людей, что и 15 лет назад. Поменялось не отношение к тому, что произошло с "Курском", а поменялось поколение. Просто многие из тех, кто тогда по трое суток сидел перед телевизором, уже умерли. Конечно, нынешние опрошенные сейчас ничего не могли сказать, они же не следили каждый божий день за этой трагедией: какие есть версии, какие аргументы. Вопросы задавали не тем людям, поэтому в результатах нет ничего удивительного.

— Нет ли ощущения, что в России трагедии в принципе стараются поскорее забыть? Поэтому через 15 лет молодежь уже ничего о них не знает?

— Конечно, у нас память коротка. Если взять Хиросиму и Нагасаки, то японцы до сих пор скорбят, хотя люди меняются. И в этом заслуга того поколения, которое заставляет всех вспоминать о трагедии. Но у нас произошедшее с "Курском", если можно так сказать, всегда было не в почете. Да, в эту дату возлагают венки, но в принципе рассуждать об этом не любят. Потому что большие претензии были к начальству не только по поводу организации самой службы на "Курске" и всех этих учений, но и спасательной операции. И все это автоматически перекладывалось на руководство страны. А кому приятно иметь к этому отношение? Когда руководишь страной, то думаешь, что в принципе должны быть адмиралы, которые в этом деле понимают лучше всех. Но оказалось, что президенту приходится делать что-то и за адмиралов. Поэтому по поводу "Курска" никто не хочет скорбеть.

— Лично у вас какие были претензии к спасательной операции?

— В данном случае вообще отсутствовала организация спасения людей, она в тот момент, 15 лет назад, не существовала. Были лишь какие-то действия, которые никакой спасательной операцией назвать нельзя. В то время, когда все силы и средства надо было направить туда, оказалось, что у нас нет ни того, ни другого. Поэтому надо было просить зарубежных водолазов, которые залезли, открыли и выяснили, что живых нет. Учитывая, сколько времени уже прошло, никто этому не удивился. Сейчас, конечно, можно строить какие угодно догадки и рассуждать о том, что можно было сделать. Но ничего не было сделано. Почему – это вопрос к прокурору, он должен был этим заниматься. Но раз вопрос не был поставлен, значит, и виновных нет. Конечно, тогда огромное количество людей были возмущены реакцией властей на трагедию, в том числе и я. Президент прервал свой отпуск и вылетел на место только через пять дней, хотя, конечно, надо было это делать сразу. Но все это сослагательное наклонение. По прошествии 15 лет я понимаю, что на тот момент президент был не слишком опытен. Наверное, он не сидел и не загорал в тот момент, хотя тогда мне казалось, что именно это он и делает.

— Но для вас как подводника точка в расследовании катастрофы так и не поставлена?

— Для меня не поставлена точка в плане того, сколько жили люди и можно ли было их спасти. Мне кажется, что было можно. Но для этого нужно было изначально объявлять боевую тревогу по флоту, как только лодка не вышла на связь, и сразу начинать поиски. Не на следующий день, как было сделано, а сразу.

— Что касается причин катастрофы, вы согласны с официально озвученной версией?

— В те времена было столько вранья, что выстроить какую-то определенную версию произошедшего очень сложно. Но официальная — со взрывом торпеды — постепенно набирает очки по сравнению со всеми, потому что всплывают какие-то новые детали и подробности, ее подтверждающие. А все остальные версии, которые на тот момент казались вероятными, начиная с той, что мы сами себя потопили ракетой "земля-земля" или корабельной ракетой, постепенно бледнеют, потому что им не находится подтверждения. Получается, что причина взрыва – все-таки торпеда, возможно, неграмотное с ней обращение.

— Но, я так понимаю, что первопричиной трагедии могла послужить усталость экипажа, который недавно вернулся после дальнего похода, и снова был отправлен в море?

— Безусловно. Потому что у людей существуют биоритмы, которые либо помогают нести боевую службу, либо, наоборот, мешают, если происходит сбой. У подводников "автономки" (дальние походы. – прим. "Росбалта") длятся от 78 до 90 суток. Они долгое время существуют со сбитыми биоритмами. То есть нарушены сон, внимание, скорость, реакция, адекватность в восприятии ситуации. Что-то не замечаешь, что-то не видишь и в определенный момент это "что-то" превращается в трагедию. Нельзя такого допускать, но, к сожалению, это происходило сплошь и рядом. Начиная с 1975 года, когда я пришел на флот, и вплоть до 2000-х годов была такая практика: экипаж приходит с моря и вместо того, чтобы уйти на заслуженный отдых и заниматься передачей матчасти, отправляется опять в море, и опять в море, и снова в море. Этот экипаж "добивается".

На подлодке искусственный кислород, к которому вы привыкаете примерно с месяц, а потом приходите домой и начинаете от него отвыкать. Но ты не только переходишь с одного воздуха на другой, но и резко увеличиваешь количество движений. На лодке подводники почти не двигаются, проходят по 800 метров в день, а на суше начинают проходить по несколько километров. Так можно за неделю потерять до 10 килограмм. Человек от этого утомлен, ему нельзя не отдохнуть. Нельзя же космонавта опустить на землю, а потом снова отправить в космос. А почему подводникам так можно? Но на все эти медицинские составляющие подводной службы начальство в основном плюет. Так человек один раз сходит, десятый раз сходит, в сотый раз сходит, а на тысячный раз произойдет трагедия.

— Однако вы не согласны с официальной версией о том, что после взрыва торпеды подводники прожили всего 8 часов?

— Версия следствия о том, что через 6-8 часов там все погибли, недостаточно аргументирована. Найденную предсмертную записку писали впотьмах, а в подлодке на каждой палубе каждого отсека существует по два аварийных фонаря. В них стоят заряженные батареи, которая должны держать 48 часов. И если они писали впотьмах, значит, продержались дольше. Я вообще считаю, что в человеке заканчивается запас жизненных сил на третьи сутки. Через трое суток он начинает действовать – или пан, или пропал. Не через шесть часов. Это вообще плохая примета – сразу записку писать. Сначала надо попытаться спастись, определить, где ты находишься, что с тобой происходит. Люди начинают стучать. В то, что это были какие-то посторонние технические стуки, мне не верится. Они стучали трое суток. А записки пишутся уже потом, когда ты готовишься выйти на поверхность и не знаешь, выйдешь ты или не нет.

— Ранее вы довольно подробно описывали то, как были одеты погибшие подводники, состояние их тел и то, что произошло на подлодке, когда они потеряли надежду на спасение. Откуда такая подробная информация?

— Мне сказали следователи, что часть экипажа была одета в гидрокостюмы, но при этом они обгорели до пояса. Дальше осталось только выстроить логическую цепь. Значит, произошел серьезный пожар в кормовом отсеке, когда люди уже были в "резине" и готовились выходить на поверхность. Он случился из-за каких-то действий подводников, но их осуждать нельзя, потому что было темно. Они начали заполнять отсек водой, но, видимо, от повышения давления была раздавлена цистерна с турбинным маслом, топливо плавало по поверхности. Произошла химическая реакция, и все запылало.

— Изменилось ли что-либо на флоте после трагедии?

— Кого-то сняли, кого-то повысили, кого-то двинули в сторону, дали другую должность, а кто-то попал в Совет Федерации. Только такие перемены произошли. Но пока все, что касается собственно спасания подводников, находится в стадии "скоро будет". Развалить развалили, но ничего нового не создали. Очень давно заявили о создании судно-спасателя "Игорь Белоусов" с аппаратом для погружения на 450 метров. Возможно, он когда-нибудь и будет работать. Но пока процесс происходит очень медленно, как и все у нас на флоте. Что касается изменения в плане техники безопасности, то на бумаге можно все что угодно написать. Что она у нас самая безопасная. На поверку выходит не совсем так. То есть все, что в этой области делается, настолько незначительно, что говорить о какой-то революции не приходится. Гарантировать безопасность подводников в настоящее время я бы не решился.

— Как-то вы написали, что наш флот всегда либо развивается, либо гниет, пока кто-нибудь им снова не займется. На каком этапе мы сейчас?

— Все зависит от экономики. Если она не очень, то и флот будет не очень. Потому что флот – это очень дорогая игрушка, как и все оружие. Мы долго были на стадии гниения, наконец достигли дна и начали двигаться вверх. Дно было тогда, когда заканчивалась служба ракетных стратегических подводных лодок типа БДРМ. Решение об их модернизации было толчком наверх. Начали отталкиваться еще при Сердюкове, хотя его сейчас все критикуют. Но нельзя сказать, что он такой отвратительный и погубил весь флот. Губили и до него, начали в 1989 году. Флот начал умирать вместе с экономикой. Затем началась эпоха Шойгу, и мы стали медленно выбираться из этой ямы. Наконец-то три новых подлодки "Борей" были приняты в состав ВМФ, заложены еще три. Хотя бы что-то. Правда, пока еще рано говорить, насколько "Борей" является удачным проектом нашей промышленности, ведь лодки недавно приняты на вооружение, им надо несколько лет отходить.

— По-вашему, есть ли сейчас у государства четкая концепция того, каким должен быть российский флот?

— Концепция есть, но она все время меняется и подвергается сомнениям. Мы сначала хотим одно, потом — другое. То у нас Арктика, то Северный морской путь. Но "можем" и "хотим" – это две разные вещи. Под военно-морскую концепцию нужны специальные технические средства. Все упирается в ресурсы, в научно-технический потенциал, в кадры, в образование. Здесь мы, к сожалению, похвастаться ничем не можем. Мы разучились что-то делать руками, у нас нет своих комплектующих, мы их покупаем и уже отстали в этом деле на 10 лет. После чего все спохватились, но человечество уже ушло далеко. Поэтому мечты об импортозамещении во всех областях считаю шапкозакидательством. По-прежнему будем покупать, но через другие руки, через другие государства. Многие думают, что с нас скоро все санкции снимут и мы опять начнем развиваться, но я склонен к пессимистичным прогнозам – что у нас ничего не будет и нам ничего не дадут. Будьте любезны, изобретайте сами.

— Достаточны ли те суммы, которые тратятся на перевооружение, или, напротив, их стоило бы сократить?

— Дело даже не в суммах, а в том, что на них можно купить. Бывает, что купить нечего, поэтому гособоронзаказ не выполняется. А иногда выполняется так, что лучше и не надо. Пытаются продать старое или недоработанное. Деньги-то есть, государство готово их давать, но производство на эти деньги не успели наладить. А оно нам нужно как воздух, если мы собираемся проводить собственную политику. Но все производство давно свернули, и люди, которые его создавали, уже умерли. Этот разрыв будет преследовать Россию очень долго, не одно десятилетие. Пока же у нас вся экономика в виде трубы, и мы до сих пор рассчитываем, что продадим нефть и купим станки, а сами производить станки в общем-то не собираемся. Но пора понять, что не всегда деньги решают все.

Беседовала Софья Мохова

Источник


 
PilotДата: Четвер, 13.08.2015, 12:09 | Сообщение # 4
Главный авиатор
Группа: Комполка
Сообщений: 11212
Награды
За создание сайта За 100 постов За 300 Постов За 500 Постов За 1000 Постов За 1500 Постов За 2000 Постов За 3000 Постов За 4000 Постов За 5000 Постов За 6000 Постов За 7000 Постов За 8000 Постов За 9000 Постов За 10000 Постов
Статус:
ФОТОФАКТ. Сыновья погибшего на "Курске" моряка пришли на кладбище в майках с большим портретом Путина


13.08.2015 12:06.





Сыновья погибшего моряка с подводной лодки «Курск» в 15 годовщину трагедии пришли на кладбище в футболках с портретом Владимира Путина.

Атомная подводная лодка "Курск" затонула в Баренцевом море 12 августа 2000 года. На ее борту находились 118 членов экипажа, все они погибли. Российские власти без должного внимания отнеслись к спасательным работам. Так, Владимир Путин не счел нужным прервать свой отпуск в Сочи. Он вернулся в Москву лишь 17 августа, через пять дней после трагедии! До 20 августа к аварийным работам не допускали иностранных специалистов, в российские водолазы самостоятельно не смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ. Спасательные работы были окутаны густой завесой тайны. Так на вопрос иностранных журналистов, что же случилось с подводной ложкой "Курск" Путин с усмешкой ответил: "Она утонула".

Фото Фонтанка.ру, Коммерсантъ/Александр Коряков


 
PilotДата: П`ятниця, 12.08.2016, 14:08 | Сообщение # 5
Главный авиатор
Группа: Комполка
Сообщений: 11212
Награды
За создание сайта За 100 постов За 300 Постов За 500 Постов За 1000 Постов За 1500 Постов За 2000 Постов За 3000 Постов За 4000 Постов За 5000 Постов За 6000 Постов За 7000 Постов За 8000 Постов За 9000 Постов За 10000 Постов
Статус:
Курск как напоминание всей России


Aug. 12th, 2016 at 1:01 PM



Да, сегодня дата гибели АПЛ "Курск". Трагедия, которой уже как 16 лет и всех подробностей до сих пор неизвестно. Я очень хорошо помню те события и помню, как жадно проглатывал каждый выпуск новостей в надежде услышать, что экипаж спасен и если не весь, то хоть кто-то! Но, с каждым днём надежда угасала и возникало устойчивое ощущение, что не делается достаточно для того, что бы ребят спасли.

Да, я тогда сопереживал российским морякам и скоробил, когда стало очевидно, что это - конец. А сегодня... А сегодня эта дата не вызывает у меня абсолютно никаких чувств. Безразличие и холод. Быть может, кого шокирует то, что я скажу сейчас, но все же, мне кажется к лучшему, что на одну смертоносную подлодку в ржавеющем арсенале недоимперии стало меньше. И быть может к лучшему, что эти события имели место, ведь они теперь как ежегодное официальное напоминание всем россиянам о том, что они для властей не более чем "мясо на убой", о котором можно забыть, которое можно бросить, которого нигде нет.


 
PilotДата: П`ятниця, 12.08.2016, 21:34 | Сообщение # 6
Главный авиатор
Группа: Комполка
Сообщений: 11212
Награды
За создание сайта За 100 постов За 300 Постов За 500 Постов За 1000 Постов За 1500 Постов За 2000 Постов За 3000 Постов За 4000 Постов За 5000 Постов За 6000 Постов За 7000 Постов За 8000 Постов За 9000 Постов За 10000 Постов
Статус:


 
Форум » Обсуждение новостей, статей, публикаций, книг » Курилка » Правда и ложь в трагедии "Курска" (15 годовщине посвящается)
Сторінка 1 з 11
Пошук:


АВИАТОРЫ © 2009-2016 © УКРАИНА