Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас ГостьТЫ можешь стать АВИАТОРОМ | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Сторінка 1 з 212»
Модератор форуму: Berkut 
Форум » Штатный каталог » Бортпроводники » Героические бортпроводники
Героические бортпроводники
BerkutДата: П`ятниця, 30.07.2010, 16:48 | Сообщение # 1
Помощник
Группа: Ст.лётчик
Сообщений: 374
Награды
За 100 постов За 300 Постов
Статус:
Надежда Владимировна Курченко
(1950-1970)
советская бортпроводница, награждена орденом Красного знамени

В конце ноября 1968-го Надежда Курченко пришла на работу в Сухумский авиаотряд, а меньше чем через два года в ее личном деле появилась запись 'Исключить из списка личного состава в связи со смертью, наступившей при исполнении служебных обязанностей'. Сегодня мы хотим рассказать о самом известном и в то же время самом загадочном случае захвата советского самолета.

УГОН НОМЕР ОДИН

В конце 'бархатного сезона' - 15 октября 1970 года из приграничного города Батуми рейсом N244 на Сухуми и Краснодар вылетел самолет Ан-24. В нем находилось 46 пассажиров, включая 17 женщин и одного ребенка. Отдохнувшие на Кавказе люди еще не знали о том, что в ближайшие сутки им предстояло стать свидетелями и участниками драмы, связанной с первым удавшимся угоном советского воздушного судна.
Через несколько минут после взлета на высоте 800 метров двое пассажиров - отец и сын Бразинскасы вызвали бортпроводницу и передали записку для пилотов с требованием изменить маршрут и лететь в Турцию. Девушка бросилась в кабину и закричала: 'Нападение!' Преступники кинулись за ней. 'Никому не вставать! - заорал младший из угонщиков. - Иначе взорвем самолет!' В этот момент в салоне прозвучали выстрелы, один из которых оборвал жизнь 19-летней Надежды Курченко, у которой ровно через три месяца была назначена свадьба...
Первому пилоту Георгию Чахракия пуля попала в позвоночник, и у него отнялись ноги. Превозмогая боль, он обернулся и увидел страшную картину: Надя без движения лежала в дверях пилотской кабины и истекала кровью. Штурману Валерию Фадееву прострелили легкое, а бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь. Больше всех повезло второму пилоту Сулико Шавидзе - пуля застряла в стальной трубе в спинке его сиденья. Позади летчиков стоял Бразинскас-старший и, потрясая гранатой, выкрикивал: 'Держать берег моря слева. Курс на юг. В облака не входить!'
Пилот попытался обмануть террористов и посадить Ан-24 на военном аэродроме в Кобулети. Но угонщик еще раз предупредил, что взорвет машину (впоследствии выяснилось, что Бразинскас блефовал, поскольку граната была учебной). Вскоре захваченный борт пересек советско-турецкую границу, а спустя еще полчаса оказался над аэродромом в Трабзоне. Самолет сделал круг над взлетной полосой и пустил зеленые ракеты, попросив освободить ее для экстренной посадки. Сразу после приземления угонщики сдались турецким властям.
К слову, пассажирам и членам экипажа было предложено остаться в Турции, но никто на это не согласился. На следующий день на специально присланном самолете всех людей и тело погибшей девушки вывезли в СССР. Чуть позже турки вернули и угнанный Ан-24. После капитального ремонта борт N46256 с фотографией Нади Курченко в салоне еще долгое время летал в Узбекистане.

БОЖИЙ СУД

Тогда, в октябре 1970-го, СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков и приговорили 45-летнего Пранаса Бразинскаса к восьми годам тюрьмы, а его 13-летнего сына Альгирдаса - к двум. В 1974 году в этой стране случилась всеобщая амнистия и тюремное заключение Бразинскасу-старшему заменили на... домашний арест на роскошной вилле в Стамбуле. По признанию одного из бывших высокопоставленных офицеров КГБ, в недрах этого ведомства разрабатывалась и готовилась операция по уничтожению обоих воздушных террористов, которая сорвалась по причине вывоза Бразинскасов из Турции спецслужбами США.
Фарс с 'бегством' преступников в Америку был обставлен следующим образом: отец с сыном якобы скрылись из-под домашнего ареста и обратились в американское посольство в Турции с просьбой предоставить им политическое убежище в США. Получив отказ, Бразинскасы снова сдались в руки турецкой полиции, где их продержали еще пару недель и... окончательно отпустили на свободу. Затем через Италию и Венесуэлу они преспокойно вылетели в Канаду. Во время промежуточной посадки в Нью-Йорке Бразинскасы вышли из самолета и были 'задержаны' Службой миграции и натурализации США. Статуса политических беженцев им так и не предоставили, но для начала снабдили разрешением на жительство, а в 1983 году выдали обоим американские паспорта.
Еще в 1976 году Альгирдас официально сделался Альбертом-Виктором Уайтом, а Пранас - Фрэнком Уайтом. Они поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии, где работали обыкновенными малярами. В США Бразинскасы написали книгу о своих 'подвигах', в которой пытались оправдать захват и угон самолета 'борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации'. По свидетельству газеты 'Лос-Анджелес таймс', в литовской общине Америки отношение к Бразинскасам было настороженным, их откровенно побаивались. Попытка организовать сбор средств в фонд собственной помощи провалилась - практически никто из литовских иммигрантов не дал им ни доллара.
Под старость лет Бразинскас-старший стал раздражительным и желчным, а потому в двухкомнатной квартирке, которую он делил с сыном, стали часто возникать ссоры. Во время одной из таких ссор 45-летний сынок насмерть забил своего 77-летнего папашу бейсбольной битой. В начале ноября этого года жюри присяжных Санта-Моники уже признало его виновным в этом преступлении, и теперь Альберту-Виктору Уайту грозит минимум 16 лет тюрьмы.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС

Самый важный вопрос, на который спустя 33 года после трагедии так и не получен достоверный ответ, звучит так: 'Как все-таки погибла бортпроводница Надежда Курченко и каково истинное число жертв угона самолета?' По информации, которая в свое время просочилась в прессу, в корпусе захваченного самолета насчитали 18 пробоин, а в общей сложности на борту прозвучало 24 выстрела. Огонь был таким интенсивным, что одна из женщин - очевидцев тех событий до сих пор убеждена в том, что Бразинскас-старший стрелял из автомата. Между тем точно известно, что угонщики имели лишь обрезы охотничьих ружей. Если исходить из того, что других стволов в самолете не было, то получается, что Бразинскасы должны были перезарядить свои обрезы не менее 12 раз. Непонятно, зачем преступникам нужно было делать так много выстрелов, если самым мощным средством давления на экипаж, безусловно, являлась угроза взорвать гранату?
Может быть, не так уж и абсурдна версия данного события, которая в свое время была озвучена на суде в Турции? Она сводится к тому, что на борту советского самолета находилось двое вооруженных охранников в штатском. По словам Бразинскасов, именно эти двое первыми открыли огонь и именно их пули убили бортпроводницу. Нет, я вовсе не хочу оправдывать угонщиков - они совершили действительно тяжкое преступление, которое и привело к трагедии. Но если рассуждать логически, то для чего Бразинскасам понадобилось выводить из строя всех пятерых членов экипажа, включая обоих пилотов (напомним, что у них были прострелены спинки кресел), если сами преступники не имели навыков вождения самолета?
Можно предположить, что экипаж Ан-24 действительно оказался под шквальным огнем тех, кто стрелял в угонщиков самолета, так как в этот момент Бразинскасы находились в дверях пилотской кабины. Но в таком случае, возникают новые вопросы: 'Что это были за 'охранники', поскольку структура по сопровождению приграничных рейсов вооруженными людьми была создана в СССР лишь в начале 1971 года? Какова их дальнейшая судьба (во всех публикациях говорится, что пострадавших было лишь четверо, и все они являлись членами экипажа Ан-24), были те охранники ранены или же погибли? И, наконец, почему угонщики оказались более умелыми стрелками, чем специально обученные профессионалы? А может быть, в ходе перестрелки Бразинскасы использовали Надю в качестве 'живого щита' или просто вынудили охранников сложить оружие угрозой взорвать все ту же гранату?' К сожалению, на все эти вопросы мы не найдем ответа до тех пор, пока не будут обнародованы реальные обстоятельства угона Ан-24. Вероятно, официально озвученная в СССР хроника этого события не содержала никаких упоминаний об охранниках для того, чтобы избежать обвинений в низком профессионализме работников советских силовых структур.

АРИФМЕТИКА ЖИЗНИ

Вопреки широко распространенному мнению, бортпроводница Надежда Курченко была не первым работником 'Аэрофлота', погибшим в ходе захвата воздушных судов. Впервые это случилось 3 июня 1969 года, когда трое террористов пытались угнать Ил-14, следовавший из Ленинграда в Таллин, и убили при этом вступившего с ними в борьбу бортмеханика. Ну а последняя из подобных трагедий произошла 16 марта 2001 года. Четверо чеченцев, вооруженных одним топориком и ножом, захватили российский Ту-154, вылетавший рейсом Стамбул - Москва, и вынудили экипаж приземлиться в Медине (Саудовская Аравия). В ходе штурма самолета от пуль, выпущенных солдатами саудовского спецназа, погибли двое террористов, один пассажир и стюардесса.
За всю историю советской и российской гражданской авиации зафиксирована 91 попытка и 26 удавшихся угонов пассажирских самолетов. В ходе этих 117 инцидентов погибли 111 пассажиров и членов экипажей, а также 17 террористов были застрелены. Это значит, что на каждого убитого угонщика в среднем приходится по 6-7 невинных жертв. Не слишком ли высокая цена за прочность 'замков' на наших воздушных границах?...

P.S. Выражаю огромную признательность за содействие при подготовке данного материала младшей сестре Нади - Екатерине Владимировне Курченко Надежда Курченко

Родилась 29 декабря 1950 года в селе Ново-Полтава Ключевского района Алтайского края. Окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района УАССР. С декабря 1968 года бортпроводница Сухумского авиаотряда. Погибла 15 октября 1970 года, пытаясь предотвратить угон самолета террористами. В 1970 году похоронена в центре Сухуми. Спустя 20 лет ее могила перенесена на городское кладбище Глазова. Награждена (посмертно) орденом Красного знамени. Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и малой планете в созвездии Козерога.
К сожалению, даже в 'Энциклопедии Удмуртской Республики' информация о Наде содержит массу ошибок: неверно даны месяц ее рождения и маршрут последнего полета - он указан в прямо противоположную сторону. Там же утверждается, будто в ноябре 1968-го девушка стала бортпроводницей, хотя на самом деле вплоть до своего 18-летия она работала в бухгалтерии авиаотряда. А еще ничего не сказано ни о горном пике, ни о танкере имени Нади. Вот такая у нас с вами, с позволения сказать, 'Энциклопедия'.

Автор: Дмитрий Коробейников

Прикрепления: 5411914.jpg(23Kb)




 
CraftДата: Субота, 31.07.2010, 07:47 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Уволенный
Сообщений: 1239
Награды
За 100 постов За 300 Постов За 500 Постов За 1000 Постов
Статус:
Тамара Жаркая

Прерванный полёт

19 лет назад, 8 марта 1988 года, погибла бортпроводница Тамара Жаркая. Молодое поколение сегодня вряд ли знает, какая трагедия разыгралась в тот весенний день на борту самолета Ту-154 № 85413, выполнявшего рейс Иркутск – Курган – Ленинград.

Семья иркутских джазовых музыкантов Овечкиных, известная не только в России, но и в мире как ансамбль «Семь Симеонов», захватила самолет. Кроме матери и четверых братьев Овечкиных, а также застреленной ими бортпроводницы Тамары Жаркой, погибло девять человек, 36 было ранено.

Тогда, почти 20 лет назад, большинство девчонок мечтали стать стюардессами – так, как сегодня мечтают стать моделями. Во-первых, романтично: красивая форма – синяя, с красно-синим шарфиком, на груди значок-«птичка». Все смотрят и восхищаются! А во-вторых, работа давала отличную возможность увидеть мир. Куда только не выполнял рейсы иркутский авиаотряд: в Сочи, Ташкент, Минводы, Симферополь… Разве у обычных людей была такая возможность – побывать за несколько месяцев практически во всех уголках тогда еще самой большой страны мира? Но попасть в службу проводников было ой как непросто: приходилось искать знакомых, выдерживать огромный конкурсный отбор, проходить строгую медкомиссию…

Летом, в связи с резким увеличением количества рейсов, в службу набирали студентов иркутских вузов. Предпочтение отдавали медицинскому и педагогическому институтам, а также университету, который по праву считался кузницей серьезных и ответственных кадров. Многие студентки, попробовав поработать бортпроводницами летом, на каникулах, оставались в этой профессии навсегда, переводились на заочное обучение.

Я познакомилась с Тамарой Жаркой, когда пришла работать в службу временно, на лето. Это был 1984 год. Полетели мы в Ленинград, Тамара была бригадиром. Очень строгая, неулыбчивая, придирчиво осмотрела меня: все ли в порядке с формой. «Вот попалась какая, – подумала я, – будет теперь придираться весь рейс». Узнав, что я студентка, Тамара потеплела: «В первый раз устроилась летать? Смотри, затянет, не уйдешь потом! Я сама такая… Училась в университете, приходила работать летом, временно, а когда окончила вуз, решила стать бортпроводником».

Тамара была жесткой в делах, но те, кто хотел и умел работать, не могли пожаловаться на нее. Она долго присматривалась к человеку, но если видела, что он работает хорошо, сразу менялась: та, другая Тамара, была веселая, остроумная и очень добрая.

Рейс Иркутск – Ленинград я запомнила навсегда: у меня был день рождения, мои 20 лет мы отмечали всей бригадой в Петергофе: сказочные фонтаны и дворцы, переливающиеся брызги воды, солнце, веселье, смех и целая жизнь впереди! Девчонки сделали мне подарок: чайную пару с видами Петергофа. Она потом еще долго стояла у меня в буфете, как память о юности. Кто мог тогда предположить, что в таком же рейсе, только спустя четыре года, Тома погибнет? Дмитрий Овечкин, красавец-трубач из ансамбля «Семь Симеонов», застрелит ее.

Почему именно Тамара кинулась к бандитам, хотя могла по праву инструктора отправить вместо себя любого члена бригады?

– Не могла. В этом она вся, – вспоминает Валерий Шаболин, преподаватель учебно-тренировочного центра, хорошо знавший и саму Тому, и ее родителей. – Справедливая, с яркими задатками лидера, порой излишне принципиальная и требовательная, Тамара просто не могла рисковать чужими жизнями! О себе не думала. Просила, уговаривала угонщиков: «Не надо стрелять! Взорвется самолет, погибнут люди…» Очень жаль, что так мало пишут о бортпроводниках, у них такая трудная профессия, трудная и опасная…

Да, за внешней романтикой скрываются тяжелые трудовые будни: с бессонными ночами, долгими перелетами, перегрузками, не всегда приятными и улыбчивыми пассажирами. Не зря же через семь с половиной лет работы бортпроводникам положена пенсия, которую они могут получать после 45 лет. Только вот не все до нее доживают…

Сегодня, после четырех крупных авиакатастроф в Иркутске, драма, потрясшая в свое время всю страну, уже история. Она забывается и, возможно, ее не стоило бы ворошить, если бы все чаще в последнее время не обвиняли в случившихся трагедиях «человеческий фактор». Обидно и больно за экипажи, которые по чьему-то злому навету слывут «непрофессионалами», – вспомните истину: не судите, и не судимы будете. А еще вспомните Тамару Жаркую, погибшую в 28 лет, в Международный женский день 8 Марта, когда она пыталась спасти пассажиров.

Анна Виговская
БАБР.RU

Прикрепления: 6043164.jpg(30Kb)
 
BerkutДата: Субота, 31.07.2010, 15:09 | Сообщение # 3
Помощник
Группа: Ст.лётчик
Сообщений: 374
Награды
За 100 постов За 300 Постов
Статус:
про Жаркую, много противоречивой инфо ходило в своё время... то ли героическая бортпроводница, то ли засланный казачок...





Сообщение отредактировал Berkut - Субота, 31.07.2010, 15:10
 
CraftДата: Субота, 31.07.2010, 18:05 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Уволенный
Сообщений: 1239
Награды
За 100 постов За 300 Постов За 500 Постов За 1000 Постов
Статус:
Quote (Berkut)
про Жаркую, много противоречивой инфо ходило в своё время... то ли героическая бортпроводница, то ли засланный казачок...

Может быть, не спорю. Но в СМИ - она Герой.
 
PilotДата: Субота, 31.07.2010, 18:16 | Сообщение # 5
Главный авиатор
Группа: Комполка
Сообщений: 12193
Награды
За создание сайта За 100 постов За 300 Постов За 500 Постов За 1000 Постов За 1500 Постов За 2000 Постов За 3000 Постов За 4000 Постов За 5000 Постов За 6000 Постов За 7000 Постов За 8000 Постов За 9000 Постов За 10000 Постов За 11000 Постов За 12000 Постов
Статус:
Quote (Berkut)
про Жаркую, много противоречивой инфо ходило в своё время... то ли героическая бортпроводница, то ли засланный казачок...

А почему засланный, да еще казачек...?


 
CraftДата: Субота, 31.07.2010, 18:51 | Сообщение # 6
Сержант
Группа: Уволенный
Сообщений: 1239
Награды
За 100 постов За 300 Постов За 500 Постов За 1000 Постов
Статус:
Quote (Pilot)
А почему засланный, да еще казачек...?

Видимо считали, что она была заодно с Овечкиными. А погибла так же как и вся их семья

 
PilotДата: Субота, 31.07.2010, 20:07 | Сообщение # 7
Главный авиатор
Группа: Комполка
Сообщений: 12193
Награды
За создание сайта За 100 постов За 300 Постов За 500 Постов За 1000 Постов За 1500 Постов За 2000 Постов За 3000 Постов За 4000 Постов За 5000 Постов За 6000 Постов За 7000 Постов За 8000 Постов За 9000 Постов За 10000 Постов За 11000 Постов За 12000 Постов
Статус:
Тамара Иннокентьевна Жаркая родилась 8 июля 1959 г. С 1984 г. она летала бортпровод­ницей Аэрофлота. На работе ее ценили, и вскоре она стала бортпроводницей-инструктором. Посто­янный памятник Тамаре Жаркой был открыт 8 июля 1989 г., в день, когда ей исполнилось бы 30 лет.

Вот кое-что нашел.

Стройная, темноглазая девушка Тамара Жаркая была потомственным авиатором. Ее папа, Иннокентий Игнатьевич, занимал высокую руководящую должность в Аэрофлоте. Еще будучи студенткой иркутского университета, Тамара летала бортпроводницей. Была зачислена на постоянную работу, получила должность инструктора, стала членом КПСС. Так писала после катастрофы газета "Правда".
Дополню портрет героини: ее новая должность — начальник службы бортпроводников — предполагала широкий круг обязанностей на земле. Тамара обучала и инструктировала своих младших коллег, владела всей соответствующей служебной информацией, в том числе и связанной с возможными нештатными ситуациями в полете — пожар, экстренное приземление, техническая неисправность, захват. Досконально знала Тамара и все нюансы действий членов экипажа — от командира корабля до младшего стюарда. Словом, это была волевая, умная и решительная девушка. Такой ее и полюбил Василий Овечкин, музыкант и руководитель знаменитых "Симеонов".
Дружба Тамары и Василия не была особым секретом: молодых людей видели вместе в музыкальном училище, где учился Вася, на различных мероприятиях, а то и просто на улицах города. Эта лирическая линия получит — увы — трагическую развязку.
Тем временем подготовка к захвату перешла в решающую стадию. На семейных советах прорабатывались мельчайшие детали угона, благо недостатка в нужной информации не было.
Знакомые слесаря выточили три металлические цилиндра с завинчивающимися крышками — емкости для бомб, которые совсем скоро окажутся на борту того несчастного рейса. Эти же умельцы сделают потом и специальные распорки для крепления оружия в контрабасе. И оно, благополучно минуя строгий досмотр, окажется там же. А незадолго до того дня...
— Помню, мы с мамой убирались во дворе, — рассказывает соседка Овечкиных в Рабочем Галина Васильевна. — Дело было под вечер, тепло, солнышко пригревало совсем по-весеннему. Вдруг у Овечкиных как хлопнет что-то! Мы испугались, забежали в избу, но взрывов больше не было. Потом узнали: печку у них тогда в дым разворотило. Испробовали, видать, что-то.
"Испробованное" явно не удовлетворило террористов, потому следующий взрыв прогремел на пустыре в Первомайском, одном из отдаленных городских районов. Теперь эффект был потрясающим: мощным взрывом разнесло по частям бетонную стену.
А за несколько дней до рейса коллеги Жаркой, увидев ее фамилию в списке экипажа Ту-154, удивились: зачем начальнику службы лететь 8 Марта в Ленинград?

Теперь отступление.Если допустить, что она любила Василия Овечкина и знала обо всем. Сдать КГБэшникам побоялась, а переубедить не смогла. Выход был один лететь с ними, в надежде, что все таки удастся их убедить не делать глупостей, а может... улететь с ними в Лондон, но тогда вопрос, если Жаркая была с ними за одно то почему Лондон? А почему тогда не ФРГ, страны Бенилюкс, где так "любили" СССР? Почему она не предупредила Овечкиных, что садятся не в Финляндии? Вопросов больше, чем ответов!!!


 
BerkutДата: Субота, 31.07.2010, 20:21 | Сообщение # 8
Помощник
Группа: Ст.лётчик
Сообщений: 374
Награды
За 100 постов За 300 Постов
Статус:
Quote (Pilot)
Вопросов больше, чем ответов!!!

Вот именно, вопросов больше, а правды не узнать...






Сообщение отредактировал Berkut - Субота, 31.07.2010, 20:24
 
PilotДата: Субота, 31.07.2010, 20:25 | Сообщение # 9
Главный авиатор
Группа: Комполка
Сообщений: 12193
Награды
За создание сайта За 100 постов За 300 Постов За 500 Постов За 1000 Постов За 1500 Постов За 2000 Постов За 3000 Постов За 4000 Постов За 5000 Постов За 6000 Постов За 7000 Постов За 8000 Постов За 9000 Постов За 10000 Постов За 11000 Постов За 12000 Постов
Статус:
Quote (Berkut)
...а правды не узнать...

Скорее всего, что ДА! Может 2038 году откроют архивы КГБ и будет известна правда, только кому от нее станет легче!?


 
BerkutДата: Середа, 15.09.2010, 01:12 | Сообщение # 10
Помощник
Группа: Ст.лётчик
Сообщений: 374
Награды
За 100 постов За 300 Постов
Статус:
Ве́сна Ву́лович (сербохорв. Vesna Vulović, серб. Весна Вуловић; родилась 3 января 1950) — рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, ей принадлежит мировой рекорд высоты для выживших при свободном падении без парашюта: 10 160 метров (33 316 футов).

Инцидент произошёл 26 января 1972, рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии (сегодня территория Чехии), после катастрофы рейса JAT 367, на котором Вулович работала стюардессой. Взрыв (точная причина взрыва так и не была окончательно установлена, хотя, по заявлению югославского руководства, ответственность за него несли усташи) разорвал самолёт DC-9-30 на части, но Весне Вулович, единственной из находящихся на борту, посчастливилось спастись. По словам Вулович, она находилась в средней секции самолёта.

Первоначально 22-летняя стюардесса не должна была лететь именно этим рейсом; она заменила другую стюардессу, которую также звали Весна.

После катастрофы Вулович 27 дней находилась в коме, а затем ещё 16 месяцев оставалась в госпитале. Она продолжила работать в авиакомпании, но уже на наземной работе (у неё были повреждены череп, ноги и три позвонка).

Весна Вулович считалась национальной героиней Югославии.






Сообщение отредактировал Pilot - Середа, 15.09.2010, 23:16
 
Форум » Штатный каталог » Бортпроводники » Героические бортпроводники
Сторінка 1 з 212»
Пошук:


АВИАТОРЫ © 2009-2017 © УКРАИНА